Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

Автор: marasanova.e от 10 октября 2016, посмотрело: 1 474

0

Школа, в которой хочется учиться, – это та школа,

в которой нравится просто быть.

Современная школа – это не только уроки математики, русского языка, физики, химии и других учебных предметов, но и место, где дети понимают, кто они такие, какие у них таланты и что они могут дать миру. Поэтому перед педагогическим коллективом прежде всего стоит задача создать для детей нужную атмосферу, построить пространство, в котором детям было бы комфортно и безопасно учиться, развиваться, веселиться и играть.

Обеспечение условий для осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями безопасности и современными подходами к созданию и развитию его ресурсной базы – центральное направление деятельности педагогического коллектива. В связи с этим в истекшем году была продолжена работа по укреплению материально-технической базы школы.

 

В здании школы созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда учащихся; санитарно-гигиеническим нормам соответствуют 99% помещений.

 

В школе работают:

- столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Все учащиеся имеют возможность получать горячее питание;

- медицинский и стоматологический кабинеты, где проводится амбулаторный прием учащихся. Дети с выявленной патологией направляются в детскую поликлинику. Ежегодно проводится медицинский осмотр всех учащихся. На основании осмотра в классном журнале делается отметка о группе здоровья и группе по физической культуре. Ведется журнал учета спортивных травм.

 

Имеются:

- большой, малый, тренажерный залы, кабинет ритмики;

- спортивная площадка и футбольное поле;

- кабинет социально-психологической службы.

 

Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: два педагога-психолога, учитель-логопед, социальный педагог, врач-педиатр, фельдшер, четыре учителя физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся


Анализ физического состояния здоровья детей, поступающих в нашу школу, показывает, что здоровыми являются не более 21%.

Многочисленными исследованиями ученых доказана взаимосвязь состояния здоровья ребенка с успешностью его обучения и воспитания.

 

Вся деятельность педагогического коллектива осуществляется на основе разработанных творческими группами учителей программ "Школа – комфортная среда" и подпрограмм "Школа – территория здоровья" по следующим направлениям:

  • Комфортность пространственной среды.
  • Создание благоприятного психологического климата.
  • Организация здорового питания.
  • Качественное медицинское обслуживание.
  • Применение здоровьесберегающих технологий в УВП.
  • Физкультурно-оздоровительная работа.
  • Нравственное воспитание.

Одной из главных задач школы является исключение возникновения и существования условий, ведущих к ухудшению здоровья участников УВП. Эту задачу повседневно решают персонал и учащиеся посредством поддержания чистоты в школе и на прилегающей территории.

Комиссия по охране труда определяет факторы, мешающие сохранению природного здоровья, пути их устранения или частичной компенсации. Разработан план по переоснащению учебных кабинетов мебелью, осветительными приборами, учебным оборудованием, соответствующим требованием СанПина, экологическим требованиям к организации рабочего места. Особое внимание уделяется режиму проветривания школы, а также работы компьютерных классов.

 

 

Психологическое здоровье является не только предпосылкой эмоционального и физического благополучия ребенка, но и непременным условием хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации. Именно психологическое здоровье обеспечивает возможность развития в течение всей жизни.

Предметом особой гордости является функционирование в школе психологической службы,основной целью которой является создание условий для сохранения психологического здоровья детей. При помощи систематизированных методик для психологического мониторинга отслеживается развитие учащихся, уровень адаптационных процессов, школьной тревожности, мотивации, самооценки. Диагностика работы позволяет выявить положительную динамику психологического здоровья части учащихся. С целью своевременного обеспечения комплексной специализированной помощи нашим учащимся считаем необходимым и эффективным функционирование психолого-медико-педагогического консилиума. Психологи повышают психологическую компетентность всех участников образовательного процесса через семинары, "круглые столы", родительские собрания.

 

За качествомедицинского обслуживания отвечает фельдшер школы и врач. На базе школы ежегодно организуется углубленный медосмотр учащихся, который показывает, что лидируют такие заболевания, как кариес, понижение остроты зрения, сколиозы, нарушение осанки.

Фельдшер работает в тесном контакте с классными руководителями и родителями, организует встречи с врачами-специалистами для индивидуальных консультаций и бесед по вопросам гигиены, витаминизации, профилактике табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, контролирует итоги встреч, отслеживает динамику физического здоровья ребенка, выступает с беседами перед всеми участниками образовательного процесса, выпускает санбюллетени с рекомендациями по профилактике различных заболеваний.

Важным условием сохранения здоровья учащихся является применение педагогами здоровьесберегающих технологий обучения, четкая, единая система требований, предъявляемых к учащимся, четкая структура организации УВП.

С целью избежания перегрузки учащихся сроки проведения контрольных работ по всем предметам намечаются заранее, объем домашнего задания определяется в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Уменьшение нагрузки идет также за счет овладения школьниками информационными технологиями.

Укрепление физического здоровья происходит через организацию физкультурно-оздоровительной работы. Школа обеспечена спортинвентарем, имеются 2 спортивных зала и спортивная площадка.


 

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья учащихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Охрана жизни и здоровья учащихся и работников школы, профилактика травматизма, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, создание безопасных условий труда и учебы – приоритетные направления деятельности образовательного учреждения.

 

В целях обеспечения безопасного режима функционирования учреждений образования, создания необходимых условий для проведения учебно-воспитательного процесса проводилась целенаправленная работа по следующим направлениям:

- общие организационно-распорядительные мероприятия;

- организация безопасности образовательного процесса;

- обеспечение пожарной безопасности;

- обеспечение электробезопасности;

- организация антитеррористической защищенности;

- выполнение санитарно-эпидемиологического благополучия;

- работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма с учениками.

 

Перед началом учебного были изданы приказы, регламентирующие работу школы в области охраны труда и пожарной безопасности, проверена организация работы по охране труда в травмоопасных кабинетах, на основании чего членами комиссии, в состав которой входит представитель профсоюзного комитета, представители администрации и заведующие кабинетами, были подписаны акты – разрешения на проведение занятий. На основании проверки готовности образовательного учреждения к началу учебного года комиссией, в состав которой входят работники департамента образования администрации г.Липецка, представители Роспожнадзора, Роспотребнадзора, был подписан акт готовности ОУ к новому учебному году.

Приказом директора школы назначены ответственные лица за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, осуществление непосредственного руководства и контроля за соблюдением норм и правил охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности в учебно-воспитательном процессе и при проведении внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Создана комиссия по охране труда, основная задача которой – улучшение условий охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разработка мероприятий в Соглашение по охране труда и контроль за его выполнением.

 

В целях своевременного оповещения о пожарной ситуации в школе функционирует система противопожарной безопасности, своевременно заключаются договоры на ее обслуживание. Имеются поэтажные планы эвакуации, которые изготовлены согласно требованиям ГОСТ. В учебных кабинетах имеются первичные средства пожаротушения – огнетушители, вывешены планы эвакуации в экстренных ситуациях. За прошедший период произведена замена 32 огнетушителей с истекшим сроком годности.

В работе с учениками по противопожарной безопасности используются различные формы проведения классных часов: беседы, просмотр фрагментов фильмов, которые были приобретены для этой цели. Проводились учебные мероприятия для отработки действий при эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций.

По разработанным программам инструктажей (первичного и повторного) по охране труда, противопожарной безопасности для работников школы были проведены инструктажи с работниками школы с подписью в соответствующих журналах. Неэлектротехническому персоналу школы присваивается группа 1 по электробезопасности.

 

В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся, профилактики травматизма организовано дежурство учителей на этажах; разработаны памятки по профилактике травматизма для учащихся. Качество дежурства учителей в прошедшем учебном году является удовлетворительным, но вопрос контроля качества дежурства учителей на переменах не снимается, т.к. в это время происходит большинство травм, а во вторую смену контроль необходимо усилить.

Работа персонала и учащихся в травмоопасных кабинетах строится в соответствии с инструкциями по охране труда, которые используются при проведении практических занятий на уроках и внеклассной работы. Для учащихся, работающих в этих кабинетах, в сентябре проводится вводный инструктаж по охране труда, а в начале второго полугодия – повторный. Кроме того, перед проведением практических занятий проводится инструктаж на рабочем месте с регистрацией в специальных журналах. Инструкции разработаны и для кабинетов начальных классов, гуманитарного и естественно-математического циклов. Для создания травмобезопасной среды во время учебно-воспитательного процесса учителям, ответственным за состояние учебных кабинетов, необходимо продолжить работу по созданию безопасных условий работы в кабинетах.

 

Особую роль в системе работы школы по вопросу охраны труда играет классный руководитель, который обеспечивает безопасное проведение внеклассных и внешкольных мероприятий, оперативно извещает руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае с учениками, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи, вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом и администрации школы информацию обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма учащихся, воспитанников.

Работа классного руководителя по-прежнему направлена на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, привития им навыков распознавания и оценки опасностей; безопасного поведения дома, в школе, на природе и т.д.

В начале каждого триместра проводится повторный инструктаж учащихся по Правилам поведения учащихся МБОУ СОШ № 68 и во внеурочное время с обязательной записью в классном журнале, а в сентябре и марте – повторный, с регистрацией в специальном журнале. Как правило, вводный инструктаж и инструктажи по различным аспектам безопасности (правилам дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.) проводятся на классных часах. Как и в прошлые учебные годы, недостаточно разнообразны были формы и методы проведения классных часов, в связи с чем необходимо активнее использовать сюжетно-ролевые игры, викторины, практикумы, в ходе которых отрабатывать навыки поведения учащихся в чрезвычайных ситуациях, приглашать специалистов по различным аспектам безопасности.

Инструктажи по охране труда проводятся по окончании каждого учебного триместра перед наступлением каникул с регистрацией в классном журнале; перед проведением массовых мероприятий.

Организация выезда учащихся в театр, на экскурсии авто- и железнодорожным транспортом за пределы города осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.

На производственных совещаниях при директоре регулярно рассматривались вопросы состояния охраны труда в школе, анализировались принимаемые меры по предупреждению травматизма с учениками во время учебно-воспитательного процесса и дорожно-транспортного травматизма, случаи травмирования учащихся во время учебно-воспитательного процесса.


Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях по стране и в г.Липецке свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников правилам дорожного движения. Придавая важное значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, педагогический коллектив МБОУ СОШ №68 ведет свою работу в тесном контакте с родителями, постоянно совершенствуя формы и методы изучения детьми правил дорожного движения и их пропаганды, создавая при этом собственную педагогическую концепцию гуманистической воспитательной системы, приоритетом которой является защита и развитие личности каждого ученика.

Организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма строится с учетом индивидуальных особенностей детей и дифференцируется по возрастным периодам.

Учитывая, что количество дорожно-транспортных происшествий остается высоким, в 2013-2014 уч.г. с целью обеспечения безопасности детей школа участвовала в проведении профилактического мероприятия "Внимание – дети!" в августе-сентябре и мае-июне. В ходе профилактических мероприятий классные руководители, воспитатели и вожатые в пришкольном лагере, с привлечением родителей и работников ГИБДД, провели во всех классах классные часы, беседы, в ходе которых анализировалось состояние дорожно-транспортного травматизма с участием детей и подростков в стране, г.Липецке и школе, в каждом учебном кабинете были оформлены уголки по правилам дорожного движения. Классные часы проходили в различных формах (беседы, игры, кино-видеосеансы, викторины, конкурсы, соревнования). Учителя начальной школы при проведении классных часов использовали видеоматериалы, размещенные на диске "Чрезвычайные происшествия Юли и Ромы", а старших классов – материалы диска "Сам себе МЧС".

Активное участие ученики приняли в школьном этапе городской акции "Дорога глазами детей"; по результатам муниципального этапа акции ученица 11А класса заняла 1 место и ученица 4В класса заняла 3 место в номинации "Стихи, частушки".

Ежегодно команда учащихся представляет школу на муниципальном этапе акции юных инспекторов движения "Безопасное колесо". В прошедшем учебном году по результатам соревнований муниципального этапа учащийся 5Б класса занял 2 место в личном зачете по результатам прохождения станции "Основы оказания первой помощи", 3 место – по результатам прохождения станции "Знатоки правил дорожного движения", учащийся 4б класса – 2 место по результатам прохождения станции "Фигурное вождение велосипеда", 2 место в личном первенстве, учащаяся 5Б класса – 3 место в личном зачете "Фигурное вождение велосипеда".

Традиционно проводились инструктажи по правилам дорожного движения перед окончанием триместра, учебного года. При проведении выездных мероприятий, пеших экскурсий с учениками проводились инструктажи по правилам охраны труда во время экскурсий, правилам дорожного движения.

По утвержденной программе изучаются основы дорожной безопасности как в рамках проведения классных часов, так и в урочное время на занятиях по окружающему миру, русскому языку, литературе, технологии, изобразительному искусству, природоведению, географии, обществознанию, физике.

Как известно, пример взрослого, вовремя сделанное им замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье, а самое главное – жизнь. Поэтому особое внимание уделяется работе с родителями, в которой классные руководители используют следующие методы и приемы:

- индивидуальные консультации родителей по темам: "Ребенок и дорога", "Детский травматизм и меры его предупреждения";

- родительские собрания, на которых уделяется внимание проблемам дорожно-транспортного травматизма школьников, использованию детских удерживающих устройств при поездке в автомобилях.

В школе оформлен уголок безопасности дорожного движения, материалы которого периодически обновлялись. Кроме того, в летнем пришкольном лагере был оформлен еще один уголок, а в каждом отряде – отрядные уголки. Для проведения классных и школьных мероприятий, оформления уголков, организации работы отряда юных инспекторов движения используются имеющиеся учебно-наглядные пособия по безопасности дорожного движения для учащихся 1-4 и 5-9 классов.

Учителями изобразительного искусства и начальных классов неоднократно проводились конкурсы рисунков и плакатов по пропаганде правил дорожного движения, по результатам которых оформлялись школьные выставки.

На совещаниях при директоре в течение года анализировались итоги работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, определялись задачи на новый учебный год. В целях повышения эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в школе организуется методическая работа с учителями по подготовке к занятиям по правилам поведения на улицах.

В первой декаде сентября для каждого ученика с помощью родителей и классных руководителей были разработан маршрут безопасного движения в школу. Классные руководители на родительских собраниях и в индивидуальных беседах с родителями постоянно обращают внимание на повторение маршрута безопасного движения ребенка в школу и обратно, напоминая о необходимости движения в соответствии с разработанным маршрутом.

Помощь в организации работы по изучению ПДД оказывает и школьная библиотека, в которой периодически организуется книжная выставка для детей "О правилах дорожного движения".

Вопросы изучения ПДД и профилактики ДТТ находят свое отражение в различных документах школы:

- плане учебно-воспитательной работы школы;

- плане работы методического объединения классных руководителей;

- планах воспитательной работы классных руководителей.

 

В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте и обучению ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, различных разработок, составлении вопросов и загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, который они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.

В 2013-2014 учебном году зафиксировано одно дорожно-транспортное происшествие, в котором травмирована ученица школы (в качестве пассажира).

Основными задачами в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма в 2014-2015 учебном году остаются:

·повышение качества профилактической деятельности по правилам дорожного движения в школе;

·расширение форм работы для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма по месту жительства.

Целенаправленная, социально ориентированная профилактическая работа по ПДД среди учащихся в конечном итоге позволит снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма, сохранить здоровье детей, а самое главное – их жизнь.

Категория: Условия обучения